Государственный национальный театр Удмуртской Республики

Клуб "Красный удмурт"

Клуб "Красный удмурт"

На углу улиц Коммунальной( теперь ул.М.Горького) и Бородина стоял дом в три этажа. В этом здании по инициативе Иосифа Наговицына в 1923 г. открыли Центральный удмуртский клуб. Назывался он «Красный удмурт». В течение нескольких лет клуб явлался центром политической и культурной жизни нашего края.

В его организации приняли активное участие Трофим Борисов, Кузебай Герд. С их помощью в клубе начали работать различные кружки, курсы, библиотека, редакции газет «Гудыри»(«Гром»), «Ижевская правда». Потянулись сюда работавшие на заводе молодые парни и девушки, недавно приехавшие из деревень, стосковавшиеся по своим песням и родному языку. Директором клуба и руководителем удмуртского драматического кружка становится А.В. Сугатов. Именно у Сугатова учились азам актерского мастерства первые профессиональные артисты Удмуртского театра. В театральном драматическом кружке начали заниматься начинающий поэт и драматург И. Г. Гаврилов, А. И. Саратов. Впоследствии художественное руководство драматическим кружком возложили на И. Г. Гаврилова, которому одновременно приходилось быть режиссером, играть, писать одноактные пьесы и агитки для концертных программ.

И.Г. Гаврилов переводит на родной язык очень популярную в то время пьесу Е. Г. Яновского «Ярость». Но переносит её действие в удмуртскую деревню. Начались напряженные дни репетиций и волнений. Премьера должна была состояться на сцене клуба Октябрьской революции (на его месте теперь ДК «Ижмаш»).

7 февраля 1931 года состоялся первый спектакль профессионального удмуртского театра «Шумит река Вала» по пьесе И. Г. Гаврилова. На большую сцену впервые вышли юноши и девушки, многие из которых впоследствии стали известны всей республике.

В 1935г. театру присвоили государственный статус. С первых шагов с театром начали сотрудничать молодые удмуртские писатели М. Петров, М. Коновалов,в чьих пьесах «Батрак», «Победная поступь» была сделана попытка обращения к современной теме. В репертуар вошли произведения русской и мировой классики: «Ревизор» и «Женитьба» Н.Гоголя, «Слуга двух господ» К. Гольдони,"Лекарь поневоле" Ж-Б. Мольера. Пьеса И. Гаврилова «Холодный ключ» о жизни удмуртской деревни в период революционных преобразований имела впоследствии богатую сценическую историю.

В день празднования 20-летия автономии республики прошел смотр театральных коллективов. Удмуртский театр представил на суд зрителя три спектакля: «Италмас» М. Петрова, «Огненное моление» М.Садовникова, «Ревизор» Н. Гоголя. Все спектакли получили высокую оценку. Первое десятилетие театра — это его подъем и расцвет. Репетиция драм.кружка 1929г. И. Г. Гаврилов, К. А. Ложкин, А. И. Саратов создали из самодеятельных кружков профессионаьный национальный театр.

В годы Великой Отечественной войны большая часть актеров ушла на фронт. Театр был расформирован постановлением Совнаркома УАССР. Оставшиеся актеры поступиили на заводы и работали за станком по 12-14 часов в сутки. 20 октября 1942 г. совнарком специальным постановлением обязал восстановить деятельность Удмуртского государственного драматического театра с временной базой в селе Алнаши, а позднее в г. Можге. Этим же постановлением директорам заводов предлагалось освободить актеров с предприятий для работы в театре. Вскоре ссобрались все оставшиеся актеры и даже привлечены новые. В основном занимались подготовкой малых драматических форм- постановкой одноактных пьес и концертов. Но работать приходилось в очень трудных условиях: готовили программы и вытупали в холодных, неприспособленных помещениях. Костюмы, декорации переносили на себе, рабочих рук не хватало. И жилось артистам сложно: на частных квартирах, совместно с хозяевами, недоедали, недосыпали. За годы войны актерами театра в колхозах, госпиталях, райцентрах дано свыше 600 концертов и спектаклей. В конце 1944- начале 1945 года театр был уже в Ижевске. В марте 1945 года он включился во Всероссийский смотр национальных театров, на который представил два спектакля — «Старый Мултан» по пьесе М. Петрова и «Русские люди» К. Симонова в переводе на удмуртский язык.

Начиная с 1951г. театр через каждые 8-10 лет пополняется выпускниками лучших театральных вузов Ленинграда, Москвы, Уфы. Приход выпускников Ленинградского театрального института в театр в 1951г. стал важным этапом в творческой жизни коллектива. Позднее все они стали известными актерами: засл.артисты РСФСР Н.
Бакишева, Б. Безумов, В. Перевощиков. В настоящее время в труппе работают шесть поколений выпускников лучших театральных вузов страны: Ленинградского государственного театрального училища им. А. Н. Островского (1951 и 1961 гг.), Театрального училища им. Б. В. Щукина (1973г.), Уфимского института искусств (1981г.), Государственного института театральных искусств им. А. В. Луначарского (1989г.) и Театрального училища им.М. С. Щепкина (1997г.). Актерский состав 37 человек, 35 из них имеют высшее профессиональное образование.

За вклад в развитие театрального искусства, высокое исполнительское мастерство 21 артисту театра присвоены почетные звания РФ и УР. Работники театра активно пропагандируют удмуртское театральное искусство и вне стен театра. Ежегодно труппа выезжает на малые осенне-зимние и большие (летние) гастроли в сельские районы Удмуртской Республики и за ее пределы, активно работает с удмуртским населением Башкортостана, Татарстана, Пермской и Кировской областей.

С января 1996 года Удмуртский государственный драматический театр преобразован в Государственный национальный театр Удмуртской Республики. Театр находится в числе лидеров по выполнению производственно-финансовых планов. По итогам работы за 1999 год коллектив театра занесен на Доску почета Удмуртской Республики. Театр удостоен Диплома лауреата восьмого фестиваля «Театральная весна-2004» за лучший спектакль «Дочь русского актера» и «Беда от нежного сердца». Большой путь прошел за 75 лет Удмуртский театр, не только вырастивший самобытных актеров, драматургов, режиссеров, художников, создавших на сцене театра почти 500 спектаклей, но и воспитавший своего зрителя, любящего и бережно поддерживающего национальное сценическое искусство.

Запись опубликована в рубрике Культура с тэгами . Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.