Музей — усадьба П. И. Чайковского в Воткинске

Музей — Усадьба П.И. Чайковского

Музей — Усадьба П.И. Чайковского

Восьмилетним мальчиком покинул Петр Ильич Чайковский свою маленькую родину — Воткинск и никогда больше не вернулся сюда. А на берегу красавца пруда остался стоять дом. Его не отличает особенный архитектурный замысел, над ним не трудились знаменитые зодчие — он самый обыкновенный, каких немало было в прежней России.

И все-таки он стал дорогим для всего культурного человечества, ибо в нем увидел свет и делал свои первые шаги в музыку величайший властитель звуков и человеческих чувств.
А судьба у дома, стоящего на берегу пруда, была не простая. Он был свидетелем революций и гражданской войны, становления новой жизни. Но благодарная память потомков никогда не забывала главной его ценности. После смерти композитора здесь была установлена мемориальная доска, гласящая о том, что в этом доме родился Петр Ильич Чайковский. А 7 мая 1940 года, когда весь мир отмечал 100-летие со дня рождения великого композитора, здесь был открыт музей. [more=Читать далее >>]

Шли годы, пополнялась экспозиция, росли архивы музея. Но сам дом не щадило разрушающее дыхание времени. Медленно сдавалось строение, по-прежнему казалось прочным под многочисленными слоями штукатурки, но когда-то могучие бревна рассыпались под ними пылью. Возникла необходимость в реставрации музея. Благодаря усилиям реставраторов дом стал таким, каким видел его маленький Петя. В музее появились мемориальные бытовые комнаты, смонтирована новая плоскостная экспозиция.

Восстановительные работы проводил Воткинский машиностроительный завод. Руководила реставрацией старейший советский архитектор Лидия Сергеевна Сахарова. Основная сложность ее работы заключалась в том, что не сохранилось ни одного графического плана дома. После отъезда Чайковского в нем жили другие горные начальники, и многие из них перестраивали дом.

Л. С. Сахарова скрупулезно восстанавливала планировку комнат. Основным документом служила сдаточная книга Воткинского завода, составленная И. П. Чайковским в 1848 году; в ней, наряду с описанием заводских фабрик, содержались описания казенных домов. Неоценимую услугу оказали и письма Ильи Петровича к жене, где он нередко сообщал, как устраивается на Воткинском заводе в новом жилище, в какой цвет выкрашены стены в той или иной комнате, как в гостиной устроил «ниш в виде шатра»; позднее он писал, что «сегодня разрисовали пол» и «получилось очень недурно», поручал приобрести предметы обстановки.
Во время реставрации осторожно, один за другим, снимались многочисленные слои штукатурки; обнажались следы прежних перегородок и лестниц, что позволило архитектору максимально точно установить границы комнат. Обнаруженные слои штукатурки времен Чайковских позволили точно воспроизвести окраску стен той или иной комнаты. Но самой главной неожиданностью было то, что в одной из перегородок обнаружили несколько досок с четко сохранившимися рисунками расписных полов. По ним были возрождены такие приемы оформления интерьеров, как разрисованные под паркет полы.

Не менее трудная задача стояла и перед искусствоведом Владиславом Михайловичем Глинкой, оформлявшим интерьеры. В его распоряжении также была только опись предметов обстановки в той же сдаточной книге. Большая часть мебели была казенной и передавалась горным начальником своему преемнику. Опись сообщает о породе дерева, из которого была сделана мебель, о том, какого материала и цвета была ее обивка. Но для специалиста это уже немало в соединении с точными хронологическими рамками создания бытового комплекса в целом. 25 октября 1970 года, после завершения реставрации, мемориальный Дом-музей П. И. Чайковского снова гостеприимно распахнул двери.

Частичку души оставила в этом доме и внучатая племянница композитора Ксения Юрьевна Давыдова, научный сотрудник Дома-музея П. И. Чайковского в Клину. Под ее руководством создана биографическая экспозиция музея. Неоценимый вклад внесли и воткинские рабочие-умельцы: столяры-краснодеревщики А. А. Ананин, А. П. Ступишин; художники: П. А. Глушков, В. В. Безносое, А. Ф. Микрюков.

Совершенно неожиданно обнаружились подлинные чертежи дома горных начальников Воткинского завода времени жизни в нём Чайковских. Чтобы представить городской ансамбль Господской улицы 30-х — 40-х годов XIX века, нужно было восстановить утраченные постройки и про
вести реставрацию оставшихся домов того времени. Так родилась идея создания архитектурно-исторического памятника времён Чайковских. Дом-музей превратился в музей-усадьбу со всеми присущими усадьбе чертами: надворными постройками, архитектурными строениями и парком, который был заложен здесь при постройке дома в 1806 году.
В музее сосредоточены научная библиотека, насчитывающая более четырех тысяч томов; архивные фонды, содержащие документы о жизни Петра Ильича и Ильи Петровича Чайковских; около двух тысяч звукозаписей произведений русских и зарубежных классиков. Это создает возможности для широкой просветительной и научной работы, привлекает в музей все большее число экскурсантов.

Источник: http://www.tltkompas.ru/russia/pfo/udmurtia/chaikovski.htm
Фото с сайта: http://www.foto-konkurs.ru/details.php?image_id=5539

Запись опубликована в рубрике Воткинск, Достопримечательности, Кто есть кто с тэгами , , . Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.