Памятник пельменю

Памятник пельменю

Памятник пельменю

Стремление части удмуртских интеллектуалов привязать «образ» пельменей к Удмуртии зиджется на том факте, что этимология русского слова пельмень явно восходит к пермским языкам: и в коми, и в удмуртском языке пель означает ‘ухо’, а нянь – ‘(печёный) хлеб’. Дальнейший ход рассуждений прост: если пельмени – слово удмуртское, то, значит, их придумали удмурты, а раз удмурты живут в Удмуртии, то Удмуртия и есть родина пельменей.

О том, что слово пельмени успешно объясняется и из материала коми языка, местные энтузиасты обычно предпочитают не вспоминать, поскольку в таком случае становится непонятным, почему именно Удмуртия должна быть объявлена «родиной пельменей».

На самом же деле именно у коми, у этого рано христианизированного, прочно и не без пользы для себя интегрировавшегося в российский социум народа крестьян, охотников, торговцев, оленеводов, чрезвычайно активно действовавших на Русском Севере (их даже называли из-за этого «евреями Русского Севера») и за Уралом, именно у них были все исторические возможности передать русским свой термин для обозначения кулинарных изделий столь характерного «ушастого» внешнего вида, между тем как вероятность происхождения этого слова от гораздо более пассивных, долгое время живших замкнутой языческой общиной, поздно вошедших в состав России удмуртов – намного ниже.

Разумеется, и речи быть не может о том, что идея этого блюда родилась где-нибудь на Каме или Вычегде: настоящей родиной пельменей не без основания считают Китай, где аналогичные блюда – хунь-дунь, или wonton в английском произношении – до сих пор чрезвычайно популярны. Всё это, однако, ничуть не мешает продвижению «пельменной мифологии» (как остроумно выразился один ижевский журналист) в массы.
Честь быть главным «пельменизатором» Ижевска принадлежит ныне москвичу, а прежде ижевчанину Алексею Шкляеву, художнику по образованию, зарабатывающему на жизнь продвижением разнообразных культурных проектов.

Одним из таких проектов стал «Памятник пельменям», суть которого сам автор изложил предельно просто: «Одной из культурных технологий при работе в регионах [является] брэндирование. Есть город Мышкин, в котором вся индустрия туризма завязана на образе мыши. Для Удмуртии предлагается брэнд «Удмуртия – родина пельменей»... Городское пространство насыщается образами пельменей: скульптуры, памятники, пуфики в клубах и квартирах, туристическая атрибутика – футболки, значки».

Предполагалось, что «насыщаться» городское пространство будет памятниками двух видов: в форме пельменя, насаженного на вилку, и в форме пельменя, лежащего на земле, но эти планы удалось претворить в жизнь только отчасти. С одобрения городской администрации первый – и он же пока последний – памятник пельменю украсил собой 28 октября 2004 года окрестности популярного в Ижевске ресторана «Позимь», расположенного на тихой и удалённой от городского центра улице Краева.

Вот как об этом сообщалось в те дни: «В центре Ижевска установлен новый памятник: железобетонный пельмень на трехметровой вилке. Как сообщает телекомпания НТВ, такого в России ещё не было... В будущем власти Ижевска памятник планируют немного облагородить: вилку позолотить, а пельмень вырезать из мрамора».

Упоминание отложенной на перспективу позолоты и прочих усовершенствований следует, по-видимому, отнести к своеобразному журналистскому юмору, хотя нельзя скрыть, что выглядит памятник действительно не слишком солидно: пустотелая жестяная вилка, возвышающаяся посреди усеянной окурками и пивными пробками клумбы, и серый бетонный пельмень навевают какие-то будничные, «совковые» мотивы.

Во всяком случае, автор этих строк, впервые увидев памятник пельменю, испытал чувство откровенного разочарования, поскольку тот яркий символический образ, что был нарисован в местных СМИ и интернет-сообществах, как выяснилось, имел не слишком много общего с реальностью.

Возможно, реальный монумент на улице Краева так и останется не очень удачным дополнением к виртуальному образу ижевского Пельменя. Но если посчитать внешний вид памятника и получаемые от его лицезрения своеобразные впечатления монументальным выражением специфики среды ижевских творческих людей и в целом местных интеллектуалов, то придётся признать, что памятник удался.

Запись опубликована в рубрике Достопримечательности, Ижевск с тэгами , . Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.