Музейно-выставочный комплекс им. М.Т. Калашникова

Музейно-выставочный комплекс им. М.Т.Калашникова

Музейно-выставочный комплекс им. М.Т.Калашникова

4 ноября 2004 г. в столице Республики Удмуртия городе Ижевске открылся музей знаменитого конструктора-оружейника Михаила Тимофеевича Калашникова (в 2005 г. переименован в Музейно-выставочный комплекс им. М.Т.Калашникова). Экспозиция музея состоит из центрального зала, мемориально-исторической экспозиции и временных выставок, посвященных ижевскому оружейному производству.

Центральный зал по своей архитектуре относится к типу храмовых пространств, отсюда его торжественное звучание. Экспозиция интерпретирует оружейный мир, как мир человеческой мысли, знания, поиска. Экспозиция зала открывает посетителю истоки «Феномена Калашникова, Человека и его Изобретения».

М.Т.Калашников «стоит на плечах титанов», поэтому в зале появляются образы гениев технической мысли от Архимеда и Леонардо да Винчи до русских изобретателей оружейников.

Возникает галерея, в которой М.Т.Калашникову отведено достойное место. Но это лишь один из трех источников феномена Калашникова. Другой источник — русское оружейное производство, прежде всего ижевское.

История Ижевского завода и заводов формирует вторую тему вводного зала. Наконец, третья тема — это тема «Защиты Отчизны». Она переходит в тему «Мироустроения, культуры мира, ценностей мира, дома и семьи», которые защищает человек. Торжественный зал, скорее «сокровищница», чем арсенал, здесь много исторического оружия, которое показывается как драгоценность.

Основная экспозиция строится вокруг биографии знаменитого конструктора-оружейника и состоит из трех разделов:

  • Пространство жизни
  • Пространство творчества
  • Пространство славы

Эффект музея, «говорящего от первого лица», достигается за счет соединения предметной и электронной экспозиций. В динамической экспозиции на плазменных панелях представлены видеоматериалы — документальные фильмы об М.Т.Калашникове и хроника. Авторский комментарий перекликается с кинолетописью времен коллективизации, Великой Отечественной войны и послевоенных десятилетий. Через личность М.Т.Калашникова мы видим и воспринимаем время и события.

Экспозиция в целом представляет собой музейное прочтение воспоминаний М.Т.Калашникова. Все сюжетные линии сходятся в образе одного человека — героя своего времени и национального героя. Именно личность М.Т.Калашникова связывает столь различные миры как Россия, США, Китай и Ближний Восток. Расположенные по дуге экспозиционные залы как бы стремятся, в конечном счете, сомкнуться. «Пространство жизни» не только начинает, но и завершает экспозицию, символизируя возвращение человека к самому себе, к своим истокам. Предметно эта идея воплощается в комплексах дома в Курье и дома в Ижевске, семьи Калашниковых и семьи М.Т.Калашникова.

Особый вопрос — соотношение в экспозиции тематических линий человека и его творения. Оружие во все времена персонифицировалось, наделялось разумом, имело свою судьбу. В данном случае качества человека — простота, надежность, верность — перешли на созданный им автомат. Основная экспозиция открывается историей жизни человека. Затем появляется «второй герой», и начинается история автомата. В «Пространстве славы» жизнь человека обретает новый, мировой контекст. Имя «Калашников» становится достоянием цивилизации и начинает жить самостоятельно. В экспозиции появляется третий герой.

Сложности в подборе материала были обусловлены судьбой и характером профессиональной деятельности меморируемой личности:

М.Т.Калашников родился в крестьянской семье, которая в конце 1920-х годов была раскулачена и сослана, а родной дом будущего изобретателя сожжен. Никаких материальных свидетельств, относящихся к периоду детства и юности Калашникова не сохранилось.

Большую часть жизни М.Т.Калашников был засекречен, не со всех его разработок этот гриф снят и сегодня.
Несекретный материал давно разошелся по музейным коллекциям (Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Петербург; Музей Ижевского машиностроительного завода; Тульский государственный музей оружия; и др.), экспонируется, и музеи не собираются с ним расставаться.

В этой связи было принято решения главными средствами организации экспозиционного пространства сделать 17 видео и мультимедийных программ, которые демонстрируются в информационных киосках, на плазменных панелях и проецируются на стены залов (посмотреть скриншоты). С их помощью удалось реализовать концепцию
музея «от первого лица», когда сам герой рассказывает посетителю о своей жизни.

Отрывки из мемуаров Калашникова и видеозаписи его рассказов чередуются с кадрами кинохроники, показывающими самого Калашникова, его изобретения и исторические события, на фоне которых разворачивалась его деятельность.

В данном случае видео и мультимедийные программы оказались в экспозиции едва ли не единственными аутентичными объектами. Все остальное (средовой материал, муляжи оружия, дизайнерские инсталляции), скорее создают фон, среду, в которой предъявляются электронные экспонаты.

Запись опубликована в рубрике Достопримечательности с тэгами , , . Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.